История виртуальной реальности: 4 ключевых момента

Со страниц научной фантастики в реальный мир. От первых прототипов, в которые никто не верил, до шлемов HTC VIVE и Oculus Rift. Виртуальная реальность прошла интересный путь в своем развитии. Как все было – рассказываем в серии постов в блоге.

Первый материал – о четырех ярких событиях из ранней истории. Как зарождалась идея виртуальной реальности (ВР), кто придумал термин «виртуальная реальность», и кто разработал первые очки – читайте дальше.

 

Первые концепции: стереоскоп

В период до 1900-х годов о понятии виртуальная реальность речь еще и близко не шла, но уже появлялись общие концепты. Так в 1838 году Чарльз Уинстон придумал стереоскоп.

Нехитрое устройство могло создавало иллюзию трехмерности. Две практически одинаковые картинки размещались рядом. Когда человек смотрел через стереоскоп, мозг накладывал изображение одно на другое и получался эффект глубины.

Нельзя сказать, что Уинстон придумал первые очки виртуальной реальности, но можно смело считать стереоскоп далеким предком Google Cardboard.

 

Сенсорама Мортона Хейлига

В середине 1950-х кинематографист Мортон Хейлиг презентовал Сенсораму – устройство, которое не просто показывает кино, а переносит зрителя в картину.

Визуально Сенсорама напоминает аркадный игровой автомат с креслом и маленьким экраном. Первый ВР-аттракцион задействовал почти все органы чувств человека: зритель смотрел видео, слышал звук, ощущал запахи, чувствовал дуновение ветра и движение кресла под собой. Хейлиг создал шесть фильмов для Сенсорамы.

Официально свою разработку Хейлиг запатентовал в 1962 году. За свое инновационное изобретение он точно заслуживает быть в списке тех, кто повлиял на развитие виртуальной реальности.

 

Первый шлем виртуальной реальности

Дамоклов Меч – так назывался первый шлем виртуальной реальности. Его разработал американский ученый Айвен Сазерленд вместе со своим студентом Бобом Спроулом. Случилось это в 1968 году.

Шлем был очень громоздкий и крепился к потолку. Наверно, внешний вид грозно нависающей махины и натолкнул авторов на такое название.

Что до самого шлема, то он мог отслеживать движения головы, подключался к компьютеру и показывал очень простые изображения с примитивной графикой.

Хоть разработка так и осталась лабораторным экспериментом, изобретение Сазерленда дало хорошую основу для развития шлемов и очков виртуальной реальности в последующие годы.

 

Рождение имени

На вопрос о том, кто придумал термин «виртуальная реальность», однозначного ответа нет. Кто-то говорит о том, что еще фантасты в 1930-х все придумали и предсказали. Другие считают, что в современном понимании термин появился уже ближе к 21 веку.

Точных дат нет, но есть ключевые периоды и яркие личности, которые обозначили виртуальную реальность как отдельную область исследований и разработок.

Первый герой –Майрон Крюгер, один из пионеров в области исследования виртуальной реальности. Именно он в конце 1960-х описал и ввел в научный словарик понятие «искусственная реальность».

Второй человек– Джарон Ланье – американский ученый в сфере компьютерных наук и визуализации данных. Как раз ему и приписывают авторство термина «виртуальная реальность». Он же сделал основной вклад в то, что термин прижился и получил широкое распространение.

Кстати, Ланье очень интересная и разносторонняя личность. Помимо прочего, он еще увлекается философией, футурологией, и пишет музыку. Для быстрого знакомства советуем посмотреть его TED-лекцию о том, что нужно изменить в современном интернете.

 

Это была первая часть путешествия по истории виртуальной реальности. Мы быстро прошли путь от первых идей до момента, когда виртуальная реальность четко определилась как самостоятельная область компьютерной науки.

В следующих постах поговорим о том, чем запомнился конец 20 века, и проследим как быстро все начало развиваться в 21 веке.